EzoBox.ruБиблиотека эзотерики

Помниться одна дама с роскошными пшеничными волосами убеждала меня, что у славян не было жертвоприношений. Глядя в ее красивые голубые глаза, так хотелось с ней соглашаться… Однако вот книжка Тайлора «Первобытная культура» изобилует самыми разными свидетельствами, что жертвоприношения были повседневной практикой не только у славян, но и по всей Европе. Так, для того, чтобы построить крепость, на фундаментах угловых башен приносили в жертву детей. Считалось, что если этого не сделать, то крепостные стены рухнут, а крепость будет захвачена неприятелем. Тайлор описывает как славянские князья, закладывая город, высылали к перекрестку дорог дружинников с приказом схватить первого встречного ребенка. Его приносили в жертву несмотря на плачи и мольбы родителей. Семью ребенка щедро вознаграждали… Некоторые вещи у Тайлора нельзя читать без внутреннего содрогания, ибо он цитирует документы былых эпох, написанных казенным языком. Между тем в русских народных сказках описывается вся глубина переживаний главных героев, при этом фабула некоторых сказок отчетливо и недвусмысленно указывает на бытование человеческих жертвоприношений.
Я веду к тому, что наше доброе русское божество Иван Купала могло восприниматься нашими пращурами отнюдь не как воплощение добра. Действительно, много общего между Аполлоном и Купалой. Огонь и там, и там добывали трением. Во время праздника зажигали огни. Гасили их в воде. На Руси с берега пускали зажженное обмотанное соломой колесо. Оно, подпрыгивая на ухабах, разбрасывая во все стороны снопы искр, с шипением врезалось в воду. «Крещение» водой было одной из важных составляющих купальского ритуала.

ПЛАВУЧИЙ ОСТРОВ АСТЕРИЯ
Надо думать, что аналогичным образом праздновали и день Аполлона. Аполлона называют гиперборейским. На самом деле он, согласно легенде, вместе со своей сестрой близнецом Артемидой родился на плавучем острове Астерия под раскидистым древом…
Казалось бы, как далеко от русского Севера жили люди, поклонявшиеся Аполлону. Однако на Соловках был устроен чудесный плавучий остров. На настил из толстенных бревен была насыпана земля и посажены деревья. Этот остров на Пасху плыл по волнам озера, движимый канатом, который наматывали на лебедку два монаха в угловой башне соловецкого монастыря. На острове были зажжены огни, горели пасхальные свечи. Огненный остров медленно приближался к стенам монастыря под перезвон колоколов и хоровое пение. С острова на «землю» сходил настоятель монастыря в окружении служителей. Посмотреть на такое «чудо» съезжались на Соловки со всей России. Этот остров можно было видеть еще в советское время. Он, лишенный тяги, мирно дрейфовал по воле волн и ветра вместе с куцыми березками, буквально вросшими в бревна…
Лично мне видится нечто общее между этим рукотворным плавучим островом и легендой чудесного рождения солнечного бога.
Аполлон-пастух и охранитель стад. Все пасторальные сюжеты средневековой европейской живописи, так или иначе, в иносказательной форме обращены к нему. Да и идея доброго пастыря, пасущего людей, как овец, по всей видимости, возникла не без влияния культа Аполлона.

ВОЛЧИЙ ОСКАЛ АПОЛЛОНА
Считается, что культ Аполлона пришел в Грецию из Малой Азии. Для наиболее древнего образа Аполлона характерны черты умирающего и воскресающего бога. Аполлон покровитель пастушества и земледелия. Аполлон зооморфен он принимает образы волка, ворона, мыши. Поэтому нет ничего предосудительного в том, если мы будем считать волка, ворона, мышь — персонажей русских сказок воплощением Аполлона…
Как отмечают специалисты, после VII века до н. э., образы и культы Аполлона и Диониса начинают сближаться. Согласно сообщениям, в честь их обоих устраивали оргии на Парнасе. Почитатели Аполлона стали украшать себя плющом и виноградными гроздями, как и почитатели Диониса. Постепенно зооморфизм Аполлона сходит на нет, и его изображают в виде покровителя искусств и морали. Он предстает в виде юного красавца-пастушка.
Зооморфный «волчий» образ уходит в прошлое. Связь Аполлона с подземным миром исчезает…