По мнению некоторых исследователей, цивилизация инков в большей степени обязана своим расцветом белым пришельцам. В 1925 г. археологи открыли два некрополя на полуострове Паракас в южной части центрального перуанского побережья. В захоронении лежали сотни мумий именитых сановников. Рядом были найдены обломки пород деревьев, которые обычно использовались для изготовления плотов. Американский антрополог Стюарт писал по этому поводу: «Это была группа крупных людей, абсолютно нетипичных для населения Перу». М. Троттер установила, что цвет волос у мумий был очень светлый, почти золотой. Волосы двух мумий ещё вдобавок к этому были волнистыми. Позже ученые произвели исследование ДНК мышечной ткани мумий царственных инков. Кроме того, удалось установить состав их крови. Из данных этих исследований явствует, что инки не были коренными жителями Южной Америки. У них оказалась группа крови «А», которая вообще не встречалась в Америке у «настоящих» индейцев до прихода европейцев. Ф. Писсаро писал об инках: «Правящий класс в перуанском королевстве был светлокожим, большинство вельмож удивительно походили на испанцев. В этой стране я встретил индейскую женщину, такую светлокожую, что поразился. Соседи их зовут „детьми богов“. Хронисты сообщают, что восемь правителей инкской династии были белыми и бородатыми, а их жены — „белыми, как яйцо“». Н. Непомнящий в исследовании «Белые боги индейцев», сопоставив способ мумификации знати в Полинезии и Южной Америке, высказывает мнение, что белокожие люди шли из Америки в Полинезию, а не наоборот, как считают другие исследователи. В доказательство он приводит сходство до деталей в ритуале мумифицирования и захоронения, которое выявилось после того, как были обнаружены две мумии в пещере на Гавайских островах.
Испанцы, приплывшие в Америку в XVI веке, обнаружили, что большинство древних империй и культур Америки уже давно прекратили свое существование. За исключением трех: ацтеков, майя и инков. Канули в Лету цивилизации ольмеков в 400 г. до н. э., теотиуакан в 650 г. н. э., сапотеков в 1000 г. н. э., тольтеков в 1150 г. н. э. Цивилизация майя уже пережила свой расцвет и в VIII веке н. э. пришла в упадок. Еще до прибытия испанцев правящая верхушка инков, с тем чтобы предотвратить распространение эпидемии, решилась запретить письменность. Что и было немедленно сделано. Все письменные источники были уничтожены, а письменностью пользоваться было запрещено под страхом смерти. Несколько досок с письменами остались лишь в храме Солнца в Куско, куда вход простолюдинам был запрещен. По записи испанского историка, Великий Инка говорил: «Не следует обучать детей простолюдинов наукам, иначе они делаются высокомерными и могут уничтожить государство. Им достаточно знать дело своих отцов». Чиновники строго следили, чтобы выполнялось это предписание Великого Инки. Любопытно в связи с этим, что именно Первый Инка, по легенде Манко Каплак, прибывший из-за моря, научил окрестные племена земледелию, ремеслам и грамоте. Бог Бочича принес людям календарь. Люди, живущие на Юкатане, верили, что Ицамна, а у жителей Южной Америки — Саме, приплывший из-за океана, научил их строить мосты, возводить города, а также принёс письменность.
В американском журнале «Америкен Антиквити» в 60-е гг. XX века появилась серия статей, доказывающих сходство цивилизации древней Мексики с протоиндийской культурой. Кроме того, выяснилось, что узелковая грамота инков очень походила на буквы санскрита. Шнуры соединялись вместе наподобие бахромы и хранились в государственных архивах под наблюдением жрецов. С помощью этих узлов жрецы передавали не только цифры и слова, но целые фразы и предложения, рассылая по стране со специальными гонцами «кипы» — цветные шнурки с узелками, которыми передавались указы. Есть сведения, что инки говорили на каком-то, ведомом только им, языке. Официальным языком в их государстве был язык кечуа. Лингвисты с удивлением обнаружили в нем более тысячи санскритских корней.
Позднее было выявлено сходство между протоиндийским письмом, образцы которого были найдены при раскопках древних столиц в долине Инда — Харапы и Мохенджо-Даро, и сохранившимися дощечками, содержащими образцы письма, с о. Пасхи. Первым такое поразительное сходство отметил ещё в 1932 г. венгерский лингвист Хевеши, сопоставивший сотни знаков. Но ведь эти культуры разделяет 5 тыс. лет и 20 тыс. км!