Люди, увлекающиеся историей техники, наверняка помнят, что начиналось все вполне безобидно. Сколько радости и восхищения у граждан в докибернетической эпохе, в 50-х гг. XX века, вызывали автоматизированные хлебопекарни и машины, самостоятельно выпускающие стеклянные бутылки. На смену узкоспециализированным поточным линиям пришли станки-автоматы с набором разнообразных инструментов, которые менялись автоматически, без вмешательства человека. Однако предшественниками всех этих чудес были манипуляторы, представлявшие собой не что иное, как продолжение руки оператора. Они попросту повторяли все его движения. К примеру, такие устройства использовались в атомной промышленности, во время их работы оператор наблюдал за их действиями через очень толстый слой свинцового стекла. Чуть позже возникли экзоскелетоны — этакие стальные монстры, повторявшие с помощью серповодов движения рук и ног человека. К примеру, стоит оператору зашагать на месте, как его механический двойник, вздымая клубы пыли, отправлялся в путь со скоростью, во много раз превышающей скорость пешехода. Такие устройства могли быть любой величины, хоть с дом. Они с легкостью ворочали многотонными плитами. Однако механические руки и ноги часто выходили из строя, так как человек порой не соизмерял нагрузку с возможностями стальных мышц. Чтобы избежать этого, был придуман электрический сигнал, который должен был передаваться не только машине, но и обратно, к мышцам оператора. Тогда человек, что называется на собственной шкуре, по напряжению мускулатуры чувствовал, как тяжело приходится стальному гиганту. Благодаря этому вероятность поломки снижалась во много раз.
Именно по такому принципу действовала механическая рука на международной станции «Луна-16». Но здесь были и свои минусы. Дело в том, что радиосигнал идет от Земли до Луны около секунды. И обратно столько же. Этого, оказывается, достаточно, чтобы луноход успел пройти 2–3 м и… опрокинуться, наткнувшись на камень или свалившись с косогора. Что, конечно же, являлось невосполнимой потерей.
Для дальнейшего поступательного развития робототехники необходимо было оснастить механизмы аналогами органов чувств. Автономные аппараты для подводных работ имели уже и телекамеру — искусственный глаз и техническое ухо. К примеру, подводный аппарат «Краб», созданный в МВТУ им. Баумана, уже обладал техническим «разумом», способным выявить препятствие на своем пути и передать информацию о нем оператору. Кроме того, механические клешни «Краба» приводились в действие не мышечными усилиями человека, а электрическими потенциалами, возникавшими в мышцах, что намного облегчало труд человека.
Существовали и другие любопытные устройства — роботы-копировщики. Особенность их заключалась в следующем. Сначала все необходимые действия выполнял человек. Робот внимательно следил за ним. Затем, «запомнив урок», пунктуально повторял все от начала до конца. Роль человека сводилась к тому, чтобы, посмотрев на манипуляции робота «со стороны», «вырезать» ненужные действия и период «раздумий» и в таком подправленном виде запустить программу действий манипулятора. Человеку импонировало наблюдать производственный процесс, переложив его целиком на «плечи» машин. Тогда стало ясно, что более перспективны программно управляемые манипуляторы — не просто повторяющие движения человека, копирующие их, а действующие по программе, записанной на магнитную ленту, или по приказам ЭВМ. К тому же нужно было научить машину не просто бездумно выполнять, но и самостоятельно корректировать программу с учетом новой обстановки.
Как выяснилось, научить робота видеть, осязать и ощущать в полной мере, как это происходит у человека, — мечта не только производственников, исследователей космоса и океанских глубин, но и военных. Так, в брошюре Ю. Батурина «Стратегическая компьютерная инициатива», вышедшей в издательстве «Знание», рассказывалось о разработках, над которыми работали в Пентагоне лет 10 назад. Пожелания военных сводились к одному: нужны машины, способные действовать автономно и уметь самостоятельно мыслить. Явно боготворя военных роботов, майор К. Роузе из управления боевой подготовки американской армии сказал: «Машины не устают. Они не закрывают глаза, не прячутся под деревьями, когда идет дождь, не болтают с приятелями и не курят тайком». Действительно, стоящий в дозоре робот всегда будет начеку. В бою проявит нечеловеческую храбрость. Оставшись один против превосходящих сил противника, он будет драться до последнего. Если поступит команда предпринять атаку без шансов остаться в живых, он не станет колебаться. Роботы — солдаты без страха и усталости.