В начале 60-х гг. другой решительный врач, Р. Уайт из Кливленда, штат Огайо, ставший самым молодым профессором нейрохирургии в США, продолжил дело своих предшественников и приживил голову одной обезьяны другой. Эксперименты проводились на макаках-резусах. Как водится, сначала профессор долго тренировался на крысах, отрезая им головы и пересаживая их на разные туловища. Недавно семидесятипятилетний Уайт заявил, что он нашел добровольца — безнадежно больного человека, который согласился дать свою голову на отсечение. Им оказался американец Крейг Реперис, который вот уже 30 лет прикован к инвалидной коляске и может умереть в любую минуту. Этот пациент согласен, чтобы к его голове «пришили» тело здорового человека, ушедшего из жизни из-за болезни или травмы головы. Осталось только найти «нужное» тело, а сделать это не так просто. Тело должно быть немедленно доставлено к месту проведения операции сразу после того, как врачи зафиксируют смерть мозга. Кроме того, донор должен иметь нужную группу крови и пройти тест на тканевую совместимость. Как ни странно, проблему совместимости чужих головы и туловища можно разрешить легко. Так как между головой и туловищем существует специальный нематоэнцефалический барьер, который задерживает доступ к мозгу чужеродных клеток и антител. Куда большей проблемой будет являться приживление к головному мозгу одного человека спинного мозга другого человека. Но это просто необходимо, если врач хочет, чтобы голова не только приросла к туловищу, но и управляла им.
Гораздо более лёгкой операцией представляется не отрезание и пришивание головы, а пересаживание в поврежденный головной мозг мозговой ткани от другого человека. Трудно сказать, сохранится ли личность человека в результате того, что его мозг или часть его пересадят другому лицу. Вполне возможно, что да, и в одном теле будут сосуществовать две личности…
Однако в 1917 г. американский биолог Е. X. Дан доказал, что для пересадок нервной ткани годятся только клетки эмбрионов или новорожденных. Впоследствии именно клетки человеческого эмбриона (их брали у погибших в результате аборта плодов) использовали для пересадки в мозг больных людей. Именно таким способом шведским медикам в 1982 г. удалось справиться с болезнью Паркинсона (дрожанием конечностей) у некоторых пациентов. Но все же эффект от операции был невысоким — часть нервных клеток не приживалась. Российские медики из Института морфологии человека РАН пошли дальше. Они смешали мозговые клетки человеческих зародышей с мозговыми клетками… мух! Сорокасемилетней пациентке с болезнью Паркинсона была пересажена смешанная мушино-человечья мозговая ткань. Результат превзошел все ожидания. Пересаженные клетки активно интегрировались с мозгом и стали исправно работать. Оказывается, нервные клетки мух обладают одним замечательным свойством — они не только сами прекрасно приживаются в мозге человека, но и облегчают приживление нервных клеток зародыша. Опасения, что человек превратится в гигантское насекомое, медики отвергли сразу: «У нашей пациентки не выросли крылья за спиной и большие, во всю голову, глаза. Объем мозга человека несоизмеримо больше, чем пересаженные в него мушиные клетки. Это только непосвященные люди, посмотрев американский фильм ужасов „Муха“, могут думать, что мы своими действиями способствуем возникновению мутаций, в результате которых человек превратится в муху». К сказанному сотрудники института несколько запальчиво добавили: «Когда американцы пересадили 12 больным паркинсонизмом нервные клетки свиней, почему-то никто не говорил им, что их пациенты захрюкают и обзаведутся пятачком… Нам же из-за неправильного отношения пришлось даже прервать опыты… Мы же, прежде чем проводить операцию над человеком, как и положено, провели эксперименты над животными. К примеру, лягушки с мушиными клетками в голове растут в 2 раза быстрее и совсем не боятся высоты…»
В другом российском институте — Центре андрологии — начиная с 1983 г. наряду с трансплантацией мужских половых желез пересаживают гипофиз и переднюю часть гипоталамуса. Дело в том, что семенники связаны с этими мозговыми центрами. У мужчин с отклонениями в работе половых желез, как правило, бывают повреждены и эти мозговые центры. Чтобы вернуть больных к полноценной половой жизни, им и стали проводить подобные операции. Причем половые железы, клетки гипофиза и гипоталамуса берутся не у эмбрионов, а у трупов. Клетки этих тканей в организме самые жизнеспособные. Они сохраняются после нарушения кровоснабжения в течение трех часов.