Вполне ясен давний интерес врачей к состоянию анабиоза, когда все жизненные процессы резко замедляются. Достижение устойчивого состояния между жизнью и смертью сулит немалые выгоды. С развитием космонавтики забрезжила надежда отправлять посланцев Земли на другие планеты нашей галактики и даже к другим звездным системам. Кроме того, по мысли некоторых ученых, заманчиво было бы отправить в будущее своих посланцев, заморозив их еще нестарые тела и оживив лет через 100–200. Глубокое охлаждение дает шанс для тех, кто страдает неизлечимыми болезнями, — в будущем наверняка найдут способ борьбы с этими болезнями. К безнадежно больным присоединилась и группа богатых людей, рассчитывающих, что в будущем откроют-таки «эликсир молодости». На Западе уже несколько десятилетий существуют организации криоников (от греч. «криос» — лед). После смерти, а для желающих и накануне ее, тело немедленно замораживается и хранится в специальном резервуаре до лучших времен. Однако в осуществлении этих проектов есть одно «но». Дело в том, что вода, из которой на 70 % состоят наши тела, при замораживании превращается в лед. Лед разрывает структуру клеток, необратимо повреждая их, страдают от этого в первую очередь клетки мозга. Чтобы преодолеть это, в лаборатории доктора П. Сегала из Калифорнийского университета (США) у подопытных хомячков выкачали всю кровь, заменив ее особым химическим раствором. Затем их тела охладили. Через несколько часов зверьков отогрели и влили им их собственную кровь — животные ожили. А недавно удалось найти и более эффективные способы заморозки. Отдельные клетки, органы тела, зародыши человека и животных и даже взрослые организмы удается сохранять без повреждений, помещая их в различные среды и выдерживая особый режим хранения. Благодаря этой технологии уже создан банк замороженных зародышей человека, которые можно будет пересаживать в организм родной или приёмной матери спустя много лет после их зачатия. Профессор Г. ван дер Фен из Бонна осуществил искусственное оплодотворение яйцеклетки замороженным сперматозоидом, который пролежал в холодильнике 9 лет! В результате, как и положено, через 9 месяцев на свет появился первый «ледяной» малыш Пауль. Теперь, по крайней мере у человеческих замороженных эмбрионов, появилась возможность, пересекая бесконечные космические пространства, отправляться на колонизацию новых миров. Другое дело, что по прилете на другую планету придется пересадить размороженный человеческий эмбрион для дальнейшего развития приемной матери — инопланетянке. Пока выращивать человеческие зародыши вне организма женщины еще не научились. Наилучшие результаты в этом отношении показал итальянский врач Петручи, которому удалось вырастить двухмесячный зародыш человека в специально сконструированной искусственной колыбели.
Академик Н. Амосов, рассматривая возможность «консервирования человека, как любое теплокровное животное», в «Записке об анабиозе» предложил замораживать тело, периодически его слегка размораживая и подсоединяя тело на время к аппаратам «искусственная почка», «искусственное сердце», «искусственное легкое» и «искусственная печень», которые бы принудительно очищали организм от шлаков и снабжали его питательными веществами. Процессом «подмораживания» и «оттаивания» мог бы руководить специальный компьютерный центр, следящий с помощью датчиков за состоянием всех систем организма.
Опыты по анабиозу морских животных в ледяной воде проводил еще в 1912 г. профессор П. Бахметьев. А задолго до этого рыбаки уже практиковали такой способ сохранения улова осетров, кефали, ставриды, сельди и пр. Пойманную рыбу помещали в ледяную воду, после чего обмен веществ в ее организме резко притормаживался, происходил сбой дыхательной, кровеносной системы и рыба окоченевала. В таких случаях фельдшерица Жаба из сказки А. Толстого «Золотой ключик» ставила такой диагноз: «Пациент скорее жив, чем мертв…» После доставки на берег рыбу размораживали, и она оживала.
В мире живой природы есть и другой способ анабиоза, альтернативный помещению в ледяную воду, — обезвоживание организма. К примеру, двоякодышащая рыба протоптер может выдерживать пересыхание водоема и последующую засуху до четырех лет. После дождей или при помещении свернувшегося в кокон и высохшего протоптера в воду он расправляется и оживает. Круглые черви, коловратки, тихоходки и другие животные, высыхая, могут вернуться к жизни через много столетий. В сухом мху, пролежавшем в музее 150 лет, после того как он был смочен водой, ожили коловратки и тихоходки. Клетки их тела после смачивания разбухают, а потом возвращаются в норму. Мышцы обезвоженного червя сжаты. Их волокна прижаты друг к другу, но они разъединяются и «оживают» через 20–30 минут после возвращения в них воды.