Самки некоторых насекомых весьма искушены — они прямо на лету вбрызгивают своё потомство в ноздри или глаза животным и человеку. Чтобы избавиться от этих непрошеных гостей, приходится иногда делать операцию. Иначе хищные личинки выгрызут под кожей ходы. Иные предпочитают обитать в носоглотке, а созрев для полета, выходить через ноздри.
Лошади, косули, коровы еще издалека чувствуют овода. Взбрыкивают и, мотая головой, пускаются наутек. Человек овода не чувствует, и в этом его слабость. Да и пристало ли «венцу творения» взбрыкивать и бегать сломя голову от какой-то там мухи? Он борется с оводом с помощью своего ума, придумывая различные способы борьбы. Но все они пока не в силах избавить человека и животных от этой напасти.
А взять хотя бы клеща. Вот уж зараза-то! Если присосался, то будет пить кровь, пока не напьется. Некоторые клещи раздуваются от крови до невероятных размеров. Но главная опасность в том, что они вместе со своими якорями-челюстями вносят в ранку всякие инфекции, к примеру клещевой энцефалит. Чем клещей только не посыпали, сами чуть не отравились, а они все живут и здравствуют. Домового клеща так просто, как лесного, не разглядишь и, в случае чего, не выдернешь из ранки пинцетом. В нашей уютной любимой кровати может обитать целая их популяция, состоящая из 2 млн. особей. Бороться с постельным клещом, похоже, совершенно безнадежное предприятие. И то утешает, что питаются клещи отслужившими чешуйками кожи, а свежее «мясцо» или кровушку не трогают. Однако их экскременты и трупы постоянно залетают нам в горло вместе с потоком воздуха, даже тогда, когда мы спим с закрытым ртом.
Вспомним и о саранче. В 1987–1989 гг. огромная стая саранчи, съев всё зелёное и съедобное от Марокко до Индии, перелетела в Новый Свет, преодолев за десять дней 5 тыс. км.
Центром возникновения стай саранчи считается Мадагаскар и Аравия. Почему это так, никто не знает. Саранча во врага посевов и насаждений превращается из безобидного кузнечика, как показал русский натуралист Уваров. Возможно, однако, что кузнечик является недоразвитой саранчой, который мирно живет до тех пор, пока под влиянием извне не пробуждаются дремлющие саранчовые гены, которые и превращают безобидных стрекачей в грозного врага рода человеческого. У кузнечиков отрастают крылья, меняется характер, а тело приобретает боевую окраску. Саранчевая стая — это слаженный единый организм, который перестраивается на марше, собирается в огромные армии, чтобы, затмив солнце, темной тучей устремиться в свой дальний полет, сметая все на своем пути. Как это ни удивительно, сложным полетом саранчи управляют всего два нейрона головного мозга. Странно, откуда два нейрона (нервные клетки) знают, куда лететь? Может быть, полетом саранчи управляет все тот же великий инстинкт предков, что управляет и поведением общественных насекомых?
О том, что осы и пчелы кусаются, знает каждый. А разговоры о том, что у пчел хороший характер, подогреваются интересами самого человека. Если бы пчелы не давали мед, никто бы и не вспомнил, что у них хороший характер.