Но если у австралопитековых и иных «предков» человеческих увеличение массы их собственных мозгов объясняют питанием калорийным мозгом, то в случае с шимпанзе этого не утверждают. Ясно видно, что хотя шимпанзе изредка и едят сырое мясо, анатомически они имитируют тело человека и не являются настоящими хищниками. Несмотря на большие клыки, разделывание трупа дается им с невероятным трудом, так что проходит немало времени в попытках откусить кусок или оторвать его руками, прежде чем трапеза становится приятным занятием. Но желание отведать «свежатинки» у них огромное. Это говорит о том, что вынужденные вегетарианцы, шимпанзе, относительно недавно стали осваивать для себя амплуа хищников: их зубы еще не приспособлены для умерщвления и разрывания добычи, а вместо ногтей у них еще не появились острые когти.
Но зато у обезьян, оказывается, прекрасная родовая память. Невооруженных людей или человека с палкой они подпускают довольно близко. Но стоит появиться вдали человеку с огнестрельным оружием, как обезьяны, хорошо осведомленные о его смертоносном действии, тут же пускаются наутек. Во время испано-рифской войны в 1920 г. на севере Марокко испанские солдаты стреляли по макакам, тренируясь в меткости. Они наблюдали, как обезьяны уносили раненых, совсем как люди. У макак не было только ружей, чтобы открыть ответный огонь. Как показали опыты, обезьяны легко обучаются стрельбе из автоматического оружия. Известны даже отдельные попытки использовать обезьян в военных действиях. В США в одной лаборатории по исследованию приматов самка по кличке Сара благополучно расстреляла холостыми патронами человека, которого невзлюбила, а в дрессировщика, который пользовался ее симпатиями, категорически отказывалась выстрелить даже за вознаграждение.
Вообще шимпанзе свойственна крайняя ксенофобия. Вид чужаков даже одного с ними роду-племени вызывает у них сильное чувство враждебности. Отсюда склонность рассматривать членов других групп как «нешимпанзе», с которыми нужно не просто бороться, а уничтожать их. Во время обезьяньих «войн» атаки отличаются крайней жестокостью и кровожадностью, так как ведутся не по образцу внутренних стычек, а со всеми атрибутами охотничьих вылазок. Практикуется выворачивание конечностей в попытке оторвать их (вспомните часто употребляемое выражение: «Я тебе руки оторву»), разрывание частей тела и питье крови из груди беспомощно лежащей жертвы. Подобное поведение вполне могло быть унаследовано шимпанзе от своих предков — людей, которые, как хорошо известно, большие любители повоевать!