Сегодня можно часто слышать, что появление полового размножения среди живых существ явилось следствием естественного отбора. В результате чего появилась возможность обмениваться разнообразной генетической информацией между особями, а это в свою очередь привело к эволюции. На самом деле обмен разнообразной генетической информацией между различными особями приводит не к эволюции, а к большему разнообразию наследственных вариантов, что улучшает приспособляемость к той или иной среде обитания. А это не делает организм более универсальным, даже напротив, специализирует и неизбежно ограничивает его рамками той среды, в которой он оказался. В результате изначальная генетическая информация предков обедняется. Возрастает количество обособившихся популяций, что и служит причиной появления нового вида животных. Отсутствие скрещиваемости даже между близкородственными видами служит барьером, препятствующим попаданию прежней целостной наследственной информации предков к особям обособившихся видов. Животные как бы отказываются от многих черт своей морфологии, с тем чтобы вольготно разместиться в новой экологической нише. Генетические изменения не заставляют себя ждать, и те гены, которые «не нужны» живому существу в новых условиях существования, выбрасываются из генофонда популяции. Таким образом, приспособление приводит к частичной деградации животных. В противовес этому сохранение точной генетической копии живого существа в потомстве сберегает без изменений информацию, воспринятую потомками от предков, и не приводит к новому видообразованию. Таким образом, задача состоит как раз в том, чтобы уберечь изначальную полноту наследственной информации от изменения, разъединения и неизбежного обеднения. А для этой цели самооплодотворение древних гермафродитов являлось идеальной формой для передачи потомкам наследственной программы без искажения. Сегодня мы можем воспринимать тот способ, которым размножаемся, лишь как необходимость, не лучшим образом сказывающуюся на наших потомках. Потому вполне закономерны интуитивные и не осознанные в полной мере попытки людей сделать все, чтобы вернуться к размножению наших предков, т. ЕС. перейти на клонирование себе подобных.
В генетическом отношении все организмы, в том числе и те, у которых имеется два разных пола, двуполы, так как мужские и женские половые клетки, соединившись, обмениваются генетической информацией от обоих родителей, дающей возможность развиться как в мужской, так и в женский организм. Эмбриологи хорошо знают, что плод человека в утробе матери до 7 недель имеет индифферентную половую железу, которая на этом этапе развития плода еще не стала ни семенником, ни яичником. Семинедельный эмбрион имеет также индифферентный половой бугорок, который разовьется в соответствии с «полом» хромосом либо в мужские, либо в женские половые органы. Это явление называют первичным гермафродитизмом. У такого эмбриона развиваются два парных протока: мюллеров и вольфов. Из вольфова протока начинают формироваться парные мужские органы, а из мюллерова канала парные женские половые органы. Если развитие в соответствии с хромосомами идет по мужскому типу под действием мужских гормонов развивающегося семенника, то женские половые органы, так и не успев окончательно сформироваться, редуцируются. Однако некоторая их часть остается у мужчин на всю жизнь в недоразвитом состоянии, к примеру, так называемая «мужская маточка» в предстательной железе — рудимент матки. Если развитие идет по женскому типу, то редуцируются зачатки половых органов мужчины, и тоже не до конца, некоторые зачатки остаются в женском организме, образуя придатки яичника. Случается, что парные мужские вольфовы протоки остаются по бокам от влагалища.
Это все в пределах нормы. Теперь о том, что считается патологией. Иногда на свет рождаются истинные гермафродиты. Это явление крайне редкое. У этих людей одновременно продолжают развиваться и мужские, и женские органы, во взрослом состоянии присутствуют две половые системы — мужская и женская. Кроме того, у них имеются две половые железы мужчины — семеники, и одновременно две половые железы женщины — яичники. Стало быть, всего четыре половые железы. Иногда семенники и яичники попарно могут быть объединены в две смешанные половые железы. Однако в медицинской литературе не было описано ни одного случая самооплодотворения. Выработка половых гормонов у таких людей соответствует чему-то среднему между женщинами и мужчинами. Вторичные половые признаки: борода, голос и т. д. — также являют собой некий усредненный вариант.
Истинный гермафродит. Вверху — схема строения сдвоенной половой системы гермафродита; внизу — сходство половых систем мужчины и женщины.
В Древнем мире известны культы, когда рожденных гермафродитов почитали как детей богов. Сейчас истинных гермафродитов, впрочем, как и ложных, у которых развиты мужские и женские признаки с преобладанием чего-то одного, считают больными людьми. И они являются таковыми на самом деле. До сих пор практикуются хирургические операции по приданию таким лицам признаков только одного пола. С каким полом идентифицировать личность гермафродита, в каждом конкретном случае врачи решают отдельно.