У организма нет выбора: то, что нужно для выживания, определяется егоприродой,тем,какойон. К среде приспосабливаются по-разному, тут много вариантов, можно далее некоторое время существовать в поврежденном, искалеченном или больном состоянии; однако основная альтернатива неизменна: если организм не может выполнять основные функции, требуемые его природой, — скажем, протоплазма амебы не усваивает питательных веществ или сердце человека не бьется — он умирает. В сущности, неподвижность противоположна жизни. Жизнь можно поддерживать лишь благодаря постоянному процессу, действиям, способствующим ее самосохранению. Цель этих действий, наивысшаяценность,которую нужно достигать непрерывно, —жизньорганизма.
Наивысшаяценность — та главная цель или результат, достижению которых служат более мелкие цели. Она и устанавливает тот критерий, по которому эти целиоцениваются.Жизнь организма — егокритерий ценности:то, что продлевает эту жизнь, —благо,а то, что угрожает ей, —зло.
Без наивысшей цели или результата не может быть более мелких целей или средств. Средства, бесконечно стремящиеся к несуществующей цели, — метафизическая и гносеологическая бессмыслица. Только наивысшая цель,сама по себе,делает возможным существование ценностей. В метафизическом смысле жизнь — единственное явление, которое само по себе цель; это ценность, достигаемая и сохраняемая благодаря постоянному процессу. Гносеологически понятие «ценности» генетически зависит от понятия «жизнь» и исходит из него. Отделяя «ценность» от «жизни», мы допускаем не терминологическое противоречие, а серьезную ошибку. «Понятие "ценность" возможно лишь благодаря понятию "жизнь"».
Отвечая философам, считающим, что между наивысшими целями или ценностями и реальными фактами связь установить невозможно, я хочу подчеркнуть, что само существование и функционирование живых существ требует существования ценностей, и наивысшей ценности для каждого конкретного живого существа — его жизни. Обосновать ценностные суждения можно, только если учитывать реальные факты. Само то, что живое существосуществует,определяет, что ему делать. Этим исчерпывается вопрос о связи«существования»и«долженствования».
Как же обнаруживает человек понятие«ценности»?Что помогает ему в простейшем виде осознать проблему«блага или зла»?Физические ощущенияудовольствиям боли.Ощущения — первый шаг в развитии нашегосозпа-ния,и точно так же — первый шаг в областиоценки.
Способность испытывать удовольствие или боль — врожденное свойство нашего тела, часть егоприроды,так уж оно устроено. От человека это не зависит, как не зависит от него и критерий, определяющий эти ощущения. Что же это за критерий?Его жизнь.
Механизм «удовольствие — боль» в теле человека и всех живых организмов, обладающих сознанием, автоматически охраняет их жизнь. Физическое удовольствие — это сигнал, указывающий на то, что организм действуетправильно.Физическая боль — это сигнал, предупреждающий об опасности, и указывает он на то, что организм действуетнеправильно,что нормальному функционированию тела что-то мешает, и это надо исправить. Самая лучшая иллюстрация — крайне редкие случаи, когда человек не способен испытывать боль. Такие дети долго не живут; они не могут определить возможную опасность, у них нет предупредительных сигналов, и небольшой порез оборачивается смертельной инфекцией, а серьезного заболевания не замечают до тех пор, когда бороться с ним уже поздно.
Для тех живых организмов, у которых оно есть, сознание — основное средство, дающее возможность выжить.