Если внутрь кладут творог,
Получается — пирог.
Если сверху его кладут,
То — ватрушкою зовут.
Так и эдак хорошо,
Так и эдак вкусно!
В первом случае, признается сам факт наличия события: «Да, я действительно вешу 110 кг». Но не принимается его оценка: «Я толстый!» Вместо этого произносится: «Солидный, значительный, мощный, всеобъемлющий — здоровяк!» Слова-то какие! Такой подход позволяет человеку принять себя таким, какой он есть. И даже гордиться собой!
Рефрейминг контекста работает несколько иначе. Здесь вы принимаете всю ситуацию в целом и дальше смещаете ее совсем в другую область. Прикладываете туда, где она может сработать наилучшим образом: «Да, толстый. Зато меня трудно сдвинуть с места и вытолкать за дверь! Зато мягкий! Зато за мной, как за каменной стеной!» Ситуация та же, но она уже приобрела совсем другое звучание.
Растут рядом мухомор и боровик. Заметив вдалеке грибника, мухомор говорит:
— Видишь грибника? Сейчас он тебя срежет!
— Это мы еще посмотрим, срежут меня или нет, а вот ты-то точно по шляпе получишь!
С точки зрения подстройки и ведениярефрейминг контекстаотносится к прямой подстройке, арефрейминг смысла— к перекрестной. В обоих случаях принимается и признается главная часть сообщения — наличие некоторого события. В обоих случаях устанавливается раппорт и происходит одновременное ведение. Только в одном случае подстройка прямая, а в другом — перекрестная. Где-то мы соглашаемся со всей фразой, а где-то — только с наличием признака, запустившего эту оценку.
Рефрейминги могут применяться для самых различных ситуаций и проблем. И все же, у каждого из видов рефрейминга есть своя сфера применения. Та, где он работает лучше всего. Так,рефрейминг смыслахорошо срабатывает для фраз, связанных с обозначениями некоторых событий. Когда достаточно нейтральное событие привязывается к чему-то достаточно значимому:
«Ты не смотришь мне в глаза, значит хочешь соврать».
«Я сделала пять ошибок. Это просто ужасно!»
«Она не пришла на свидание. Она меня не любит».
Здесь можно задаться вопросом:«Что еще это может означать? Как иначе это можно назвать?»Ответ может превзойти все ожидания:
«Я не смотрю в них, потому что боюсь утонуть в их глубине и слишком быстро влюбиться!»
«Ага! Пять ошибок на двадцать листов текста. По-моему, это просто блестящий результат!»
«Она не пришла на свидание. Неужели я так потряс ее воображение, что она настолько смутилась!?»
Между прочим, в самом основании НЛП лежит грандиозный рефрейминг смысла, который и позволил его основателям достигнуть столь замечательного успеха: «Не бывает поражений, бывает только обратная связь». Из одного только этого переформирования было получено множество богатейших возможностей.
Один предприимчивый человек сколотил огромное состояние благодаря урокам пения, которые берет его дочь — он скупил за бесценок все соседние дома.
Длярефрейминга контекстаесть свой список «любимых проблемок». Это уже знакомые нам обобщения, точнее —сверхобобщения. Ситуация, когда маленькая частная задачка, вырастает до слишком больших масштабов:
«Я слишком осторожный».
«Я слишком грубая».
«Я недостаточно красива».
Мои им сочувствия. Хотя нет — сочувствие можно оставить при себе. Ведь скоро можно будет им завидовать:«При каких обстоятельствах это может оказаться полезно?»Поместим в другой контекст и:
«Зато ты никогда не попадешь под машину!»
«Зато тебе не приходится держать все эти гадости в себе!»
«Зато тебе не нужно позировать часами перед камерой!»