Там наши знания оцениваются и заработанные практически лотерейным способом оценки попадают в личное дело, начиная влиять на все дальнейшие оценки. Почему лотерея? Потому что на это испытание влияет такое количество различных факторов, что текущие знания оказываются далеко не определяющим. Это удачно или неудачно вытянутый билет, ваше самочувствие и настроение оценивающего. А как вам такой фактор, как его отношение лично к вам? Немалую роль играет степень уверенности вашего ответа, то есть его несловесная часть. Некоторых особенно интересуют ваши прошлые оценки…
Студенты даже придумали расшифровку оценок, согласно собственным заслугам:
ОТЛ — обманул товарища лектора
ХОР — хотел обмануть — разоблачили
УД — удалось договориться
НЕУД — не удалось…
Так что знания здесь порою — ни при чем.
Я уже не говорю о том простом факте, что большинство студентов за несколько дней до экзамена не знают о предмете практически ничего. И с почти такой же скоростью все забывают. Теперь представьте, что у такого студента внезапно появились неотложные дела или в общежитии за день до экзамена отключили свет — это же катастрофа! Теперь преподаватель сможет с полным правом поставить ему «неуд», и это несмотря на то, что буквально через день на пересдаче знания будут на «отлично».
Бывает очень обидно, когда от набора, в общем-то, случайных факторов зависит оценка наших знаний. А ведь по совокупности полученных оценок порою судят о нас самих. Так и появляются «двоечники», «троечники», «хорошисты» и «отличники». И первые из них оказываются «людьми второго сорта», а вторые — «ботаниками» и «зубрилами». Это в школе.
А в жизни потом наблюдается почти железная зависимость — те, кого успели «забить» учителя и прочие воспитатели, идут либо в рабочий класс, либо в бандиты. Они даже не пытаются чему-то выучиться, считая себя «неспособными». Те же, кто все-таки сумел сбросить гнет былых оценок и поступил в престижный ВУЗ, часто оказываются весьма преуспевающими по жизни людьми. Что еще раз доказывает относительность проставленных им в прошлом оценок.
Сын приходит из школы. Отец:
— Что принес сегодня?
— «Тройку».
— Молодец! Поставь в холодильник.
Инерция оценочного мышления до сих пор заставляет многих вздрагивать, когда какой-либо значимый для них человек пытается дать им обратную связь. Они с напряжением ожидают: похвалит или поругает. Так ли я хорошо делаю, как мне это кажется. Достоин ли я похвалы? Стоит ли мне продолжать? Порою излишняя мнительность убивает на корню самые замечательные начинания. Читали когда-нибудь второй том «Мертвых душ»? Я тоже. Испугался оценки великий русский писатель…
Как вы понимаете, при обратной связи высокого качества никто никому оценок не выставляет. Ничего не оценивается. Просто мы говорим о некоторых действиях, которые показались нам эффективными втот момент времени. Потом мы можем присоветовать еще какой-то набор полезных по нашему мнению действий. По нашему мнению и натот момент времени. Его могут принять к сведению или не принять — просто идет некоторый обмен мнениями.
В какой-то степени такой эффект достигается тем, что мы обсуждаем события, которые были в прошлом,оставляяих там. Мы ничего не знаем о том, что будет в будущем. Мы не знаем, как тот же человек сделал бы то же самое спустя пять минут или час. Нам удалось заметить нечто, что былотогда. Именно о нем мы и рассказываем. Говорим о том, что тогда видели и слышали — сообщаем информацию. Даем обратную связь.
Оставляя все события в прошлом, мы освобождаем настоящее и будущее для изменений.
Мужик поймал Золотую Лягушку. Та ему и говорит: