Большое влияние на отношение Зрителя как Члена Парламента оказало то, что Лидер Оппозиции обращался непосредственно к аудитории. Сохранялся глазной контакт. Зрителю показалось, что коли уж игроки борются за его голос, то обращаться им стоило именно к нему. Если бы этому уделили внимание все выступающие, то исход игры мог бы оказаться другим. (Ясное дело, на протяжении всего выступления демонстрируется этот самый глазной контакт.)
Еще Зрителю очень понравилось, как расставлял акценты Член Оппозиции. Он выделял самые важные ключевые слова громкостью речи (демонстрация) и делал акценты на тех точках зрения, что укрепляли его позицию. То же самое Премьер-министр делал с помощью активной жестикуляции…»
Во время демонстраций выступающий буквально становился на те же места, где находились во время своего выступления те, с кого рекомендовалось брать пример. Простой прием, но он прекрасно помогает связать мои слова с воспоминаниями каждого из участников. А тому, с кого берут пример — увидеть свое удачное поведение со стороны.
Не удивительно, что меня потом еще неоднократно просили рассказать еще что-нибудь из психологии. А особенно приятно, что в последующих играх мне удалось воочию убедиться, что моя обратная связь оказалась им полезной. И даже заметить, как кусочки моего собственного поведения вклеиваются в действительно удачные выступления последующих игр.
Хорошее и лучшее
В разные времена и у разных народов выработались два основных способа информировать другого о своем видении его действий, т. е. давать ему обратную связь. Первый из них — критика, когда подробнейшим образом разбирались малейшие просчеты с словами «больше так никогда не делай». Второй — похвала, когда заметив что-либо действительно выдающееся, мы говорим что-нибудь вроде «молодец!».
Оба этих способа хороши как проявление внимания, но к обратной связи высокого качества отношения не имеют. А если и имеют, то — слабое. Для того, чтобы просто похвалить ближнего за удачно проделанную работу нет необходимости затевать грандиозное шоу с восемью пунктами специальных требований. Достаточно просто восхититься и похвалить от всей души.
Критика — это вообще отдельная песня. Если трезво посмотреть на то, что творится на подобных проработках, то оказывается, что это — работа поформированию и закреплению ошибок. Недочетов и недостатков. А что вы хотите, если весьфокус вниманиясосредоточен именно на них?
Сидит чукча на дереве и пилит сучок, на котором сидит. Проходит мимо геолог и говорит:
— Что ты делаешь? Ты же сейчас упадешь!
— Пошел отсюдова! — отвечает чукча.
Допилил сучок и упал: «Шаман, однако!»
Да… Геолог знаниями психологии не блещет. Похвалил бы лучше за старание да сказал бы, что делать надо. А так — поругал, не пояснив за что и получил за это «по обратной связи». Предпочел продемонстрировать превосходство своего интеллекта на фоне ошибки другого.
После кораблекрушения к необитаемому острову из последних сил подплывает чудом спасшийся мужчина. На острове его встречает тем же чудом спасшаяся жена:
— Где ты шатался целые сутки!?! Ведь пароход утонул еще вчера!
Вроде бы и волновалась. Вроде бы и рада… Но единственный способ, которым она сумела продемонстрировать свою привязанность, оказался упреком.