Нет, нужно пройти через бурные моря привязанностей, чтобы достичь страны любви.
Некоторые никогда не распускали паруса по ветру, а считают, что уже прибыли в эту страну. Нужно обладать сильным духом и ясным мышлением, чтобы после того, как меч сделает свою работу, познать мир любви в свете осознания. Не делайте ошибку: этого можно достичь только с помощью насилия. Царство завоюет только насилие.
Почему так? Потому что сама по себе жизнь нас к любви не приведет; она поведет нас вначале к взаимной симпатии, от симпатии к удовольствию, затем к привязанности, удовлетворению и, в конце концов, к привыканию и скуке. Затем наступает застой, и все опять пойдет по утомительному кругу: симпатия, удовольствие, привязанность, удовлетворение, скука. Все это смешивается с волнениями, ревностью, чувством собственности, печалью, болью, из-за чего жизнь становится похожей на американские горки.
Раз за разом мы проходим по этому кругу. Наконец наступает момент, когда мы чувствуем, что с нас достаточно, что мы хотим положить этому конец. И если нам повезет, если мы не натолкнемся на что-то или кого-то, что привлечет наше внимание, то, по крайней мере, получим шаткий мир. Это тот максимум, который нам может преподнести жизнь; и мы по ошибке можем отождествить это состояние со свободой. Мы так и умрем, не узнай, что значит по-настоящему жить свободно и любить.
Нет. Если мы хотим вырваться из порочного круга и прийти в страну любви, нужно нанести удар, пока привязанность еще жива, а не тогда, когда мы перерастем ее. И удар нужно наносить не мечом отречения, ибо подобное увечье лишь ожесточит нас, а мечом осознанности.
Что же необходимо осознать? Три вещи.
I. Во-первых, нужно осмыслить, что этот наркотик приводит к страданиям: взлеты и падения, восторг и отчаяние, разочарование и скука. Они неизбежно следуют друг за другом.
II. Во-вторых, нужно понимать, что этот наркотик коварно лишает нас свободы любить и наслаждаться каждой минутой жизни.
III. В-третьих, нужно помнить, что вследствие своих пристрастий и программирования мы наделили объект своей привязанности красотой и достоинствами, которыми он на самом деле не обладает: мы восторгаемся созданным нами же образом, а не любимым человеком или вещью. Если вы уясните себе это, то меч осознанности разрушит злые чары.
Существует общепринятое мнение, будто можно полюбить только тогда, когда любят нас. Это не так. Влюбленный испытывает не любовь, а эйфорию. Он видит мир в розовых томах, и это продолжается до тех пор, пока эйфория не проходит. Его так называемая любовь рождается не от истинного восприятия действительности, а от убеждения — истинного или ложного, — что его кто-то любит. Эта убежденность чрезвычайно зыбка, ибо зависит от ненадежных, изменчивых людей, которые, как ему кажется, любят его. Они могут в любой момент «протянуть руку к рубильнику» и «обесточить» нашу эйфорию. Не удивительно, что идущие по этой тропе никогда полностью не избавляются от чувства тревоги.