Мы видим лишь проекции наших образов и идей, мы видим обыкновенного воробья и не в состоянии посмотреть глазами ребенка на реальное, уникальное, пушистое, живое существо, скачущее перед нами; мы видим всего лишь индийскую крестьянку И не замечаем ее уникальность, настоящее диво в образе человека, Таким образом, понятие, образ, идея становятся преградой на пути постижения действительности.
II. Однако есть еще один барьер на этом пути — суждение, оценка. Мы даем человеку оценку: он плохой или хороший, красивый или безобразный.
И действительно, конкретную женщину мне мешает увидеть мое мнение об индийском происхождении, о женщине, о крестьянке. Помимо этого я еще добавляю оценку; она хорошая или плохая, красавица или дурнушка, юная девушка или старуха. Это еще больше мешает мне видеть ее такой, какая она есть в действительности, ведь на самом деле она и не плохая, и не хорошая. Она сохраняет свою неповторимость. Крокодил не может быть плохим или хорошим, он — просто крокодил. Тигр не может быть плохим или хорошим, он — просто тигр. Оценку лают окружающие, по это не имеет к ним никакого отношения. Я называю кого-то хорошим или плохим is зависимости от ситуации; когда мне люди помогают, я называю их хорошими, а когда угрожают — плохими,
А теперь вспомните свои ощущения, когда пас называли хорошим, привлекательным, симпатичным. Вы либо ожесточались, поскольку на самом деле считали себя некрасивым и говорили себе: «Если бы ты действительно знала меня, то не называла бы меня симпатичным»; либо соглашались со словами собеседника, действительно считая себя красавцем. Вы получали бы удовольствие от комплимента. В обоих случаях вы допустили бы ошибку — вы и не красивый, и не уродливый. Вы есть вы.
Тот, кто постоянно дает оценки окружающим, взамен получает напряженности, тревогу и стресс. Сегодня вас называют красивым и вы радуетесь. Завтра вас назовут уродливым и вы будете шокированы.
Итак, на комплимент собеседника нужно отвечать только так и не иначе; «Этот человек пребывает в определенном настроении и имеет определенное восприятие мира; он считает меня привлекательным, но это совершенно ничего обо мне не говорит».
На его месте кто-нибудь другой, имеющий совершенно другой вкус, другое расположение духа, другое воспитание, сказал бы, что я выгляжу ужасно. Но и в этом случае это не имело бы ко мне никакого отношения.
Нам очень легко давать оценки другим людям; на их основе мы создаем образ самих себя.
III. Чтобы совсем не зависеть от оценок и суждений, необходимо слушать так называемые хорошие или плохие отзывы, но не давать волю чувствам, реагировать не больше, например, компьютера, который не испытывает никаких эмоций, когда вы вносите в него информацию. Слова людей больше говорят не о вас, а о них самих.
В действительности мне нужно следить за тем, как я оцениваю самого себя, ибо самооценка также основывается на системе ценностей, которую я позаимствовал у окружающих. Если я буду судить, одобрять или порицать — буду ли я видеть реальность жизни? Если я все буду пропускать через фильтр суждения, порицания или одобрения, то не станет ли это тем самым барьером, который не позволит мне увидеть истинную природу вещей?