Но разве кто-нибудь когда-нибудь совершал зло в состоянии осознания? Способность совершать ало или самому быть злом — это не свобода, а болезнь, ибо она подразумевает, что у человека нет осознанности и способности к состраданию. По-настоящему свободные люди не могут совершить грех, подобно тому, как его не может совершить Господь Бог.
Этот несчастный перед вами — калека, слепой, хромой — вовсе не упрямый и злобный человек, как вы ошибочно считаете.
Задумайтесь над ситуацией, рассмотрите проблему в целом: вы заметите, что ваши отрицательные эмоции уступают место состраданию и доброте.
Неожиданно в вашем сердце появляется место для этого бедняги, обреченного жить под открытым небом.
Теперь вы поймете, что бродяга принес вам домой милостыню — он наполнил ваше сердце состраданием и освободил вашу душу.
В прошлом вы были под постоянным контролем (подобные лица мгновенно вызывали у вас неприятие, и вы всячески старались избежать их), сейчас же у вас появилась драгоценная свобода никого не чураться и идти туда, куда вам хочется.
Осознав это, вы заметите, что к чувству сострадания добавилось еще и чувство благодарности к этому нищему благодетелю. У вас появится новое, доселе неизвестное вам ощущение:
Вы почувствуете желание искать таких калек, слепых и хромых людей, которые побуждают вас к духовному росту, — подобно тому, как научившийся плавать ищет воду. Находясь рядом с ними, вы будете испытывать постоянно растущее сострадание и райскую свободу вместо тирании брезгливости и отстраненности. Вы вряд ли узнаете самого себя, когда выйдете на улицы города и, повинуясь наказам Мастера, будете приглашать к себе домой бедняков, калек, слепых и хромых.
Внимательный читатель может обнаружить к данных строках Энтони де Мелло ассоциацию с библейским: «Я прилепился к откровениям Твоим, Господи; не постыди меня. Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое» (Псалом 118, 31, 32). — Прим. ред.
МЕДИТАЦИЯ 8
ПРИВЯЗАННОСТИ ИСТОЩАЮТ ЖИЗНЕННУЮ СИЛУ
На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
Иоанн 9, 39
Говорят, что любовь слепа. Так ли это? На самом деле нет ничего в мире проницательнее любви. Слепа не любовь, а привязанность. Привязанность — это состояние психологического залипания, и исходит она из ложного убеждения, что без чего-то или кого-то человек не сможет стать счастливым.
Есть ли у вас какие-нибудь привязанности? Знакомо ли нам чувство, что без чего-то (кого-то) вы обречете себя на бесконечные страдания? Прямо сейчас составьте список этих «залипапий», пока мы не приступили к детальному исследованию того, как они нас ослепляют.
Представьте себе политика, который убедил себя в том, что без власти он никогда не будет счастливым. Жажда власти будет мучить его всю оставшуюся жизнь. У него нет времени ни на друзей, ни на семью. Он рассматривает всех людей сквозь фильтр полезности или опасности для его политической карьеры и амбиций. Тех же, кого нельзя занести ни в соперники, ни в союзники, он вообще не замечает. Если помимо стремления к власти у него еще обнаружатся дополнительные привязанности — к сексу или деньгам, то бедняга станет настолько разборчивым в своих предпочтениях, что о нем можно будет сказать, что он практически слеп.