Отсутствие медицинской подготовки дает мне еще одно явное преимущество. Мне незачем поглядывать на вас свысока, ни к чему пользоваться врачебной терминологией или щеголять научными знаниями. Я такой же, как вы. Я был в вашем положении, мучался теми же сомнениями, раздражался так же, как и вы. От вас не понадобится ни силы воли, ни позитивного мышления. Но решение отличается такой простотой и очевидностью, что вы, подобно мне, удивитесь, не понимая, как вас могли дурачить столько лет.
Три факта помогли мне осознать, что проблему поддержания веса можно решить так же легко и просто, как проблему курения, — надо лишь понять, в чем ее суть.
Во-первых, я отказался от убеждения, что для борьбы с лишним весом моя методика не годится. С чего я взял, что в случае снижения веса она неэффективна? Основополагающее правило борьбы с курением заключается в том, что полностью бросить курить легко, а вот для снижения или строго дозированного потребления никотина требуется невероятная сила воли и самодисциплина. Если же применить этот принцип к питанию, очень скоро вы решите не только проблему избыточного веса, но и все свои затруднения разом.
Что же помогло мне преодолеть этот психологический барьер и постичь истину? А что вообще создало барьер? Никотиновый и обычный голод вызывает одно и то же неприятное, сосущее ощущение пустоты. Курильщики и едоки испытывают одинаковое удовольствие, утоляя свой голод.
Однако сходство между курением и питанием — лишь видимость. На самом деле они имеют абсолютно противоположную природу. С курением неразрывно связана жажда яда, которая в конце концов убьет вас, если вы не победите ее, а с питанием — жажда пищи, необходимой для поддержания жизнедеятельности. Процесс поглощения пищи не только доставляет подлинное удовольствие, но и утоляет голод, в то время как утоление жажды никотина представляет собой вдыхание отвратительного дыма, проникновение его в легкие, причем каждая сигарета не утоляет эту жажду, а усиливает ее.
Проблема виделась прежде всего в том, что полностью отказаться от еды невозможно. Неудивительно, что я считал свой метод неподходящим для двух внешне похожих, но на самом деле совершенно разных видов деятельности.
Такова была моя главная ошибка — я сравнивал питание с курением. Но питание — это не бедствие, а замечательное, очень приятное времяпрепровождение, доступное нам на протяжении всей жизни. Если мне и следовало с чем-нибудь сравнить курение, то лишь с таким же вредным, деструктивным способом убить время, как
Переедание!
Я никогда не рассматривал процессы еды и переедания обособленно, в отрыве друг от друга. Для меня переедание было просто экстраполяцией питания — вероятно, потому, что я очень любил поесть. Как ни парадоксально, курильщики убеждены, что корень их проблем — любовь к процессу курения. Но на самом деле они ошибаются. Им только кажется, что им нравится курить, — потому что, сталкиваясь с запретом на курение, они чувствуют себя несчастными и обделенными. Точно так же люди, склонные к перееданию, убеждены: их беда в том, что они слишком любят поесть. Но даже если чувствуешь себя несчастным и обделенным оттого, что тебе не разрешают есть, это еще не значит, что переедать тебе нравится.
Люди любят есть, но не переедать. От переедания возникают сначала несварение и изжога, ощущение раздутости, вялость и апатия, а в конечном итоге — лишний жир, психологический и физический дискомфорт.