Просвещенные монархи Пруссии Фридрих Вильгельм I /1688 - 1740/ и Фридрих II Великий /1740 - 1786/ принуждены были принимать меры к ограждению своих народов от жидовской эксплуатации и ростовщичества.
Мудрая императрица Мария Терезия Австрийская в собственноручном послании придворной канцелярии в 1717 году писала: "Впредь ни одному иудею, как бы он ни назывался, не должно даваться права жительства здесь без моего письменного разрешения. Я не знаю более вредной для государства чумы, чем этот народ, вследствие его умения путем обмана, ростовщичества и денежных сделок доводить людей до нищенства и заниматься всеми теми делами, которые вызывают отвращение всякого честного человека".
Петр I говорил: "Я хочу видеть у себя лучше язычников, нежели жидов; все они плуты и обманщики", а Елизавета Петровна указывала: "Как то уже по неоднократным предков наших указам, по всей нашей Империи жидам жить запрещено. Но ныне нам известно учинилось, что оные жиды еще в нашей Империи под разными видами жительство свое продолжают, от чего ни иного какого плода, но токмо нашим верноподданным крайнего вреда, ожидать должно. А понеже наше матернее намерение есть от всех чаемых нашими верноподданными и всей нашей Империи случиться могущих произойти худых последствий крайне охранять и отвращать, того да всемилостивейше повелеваем: ИЗ ВСЕЙ НАШЕЙ ИМПЕРИИ, КАК ТО ВЕЛИКОРОССИЙСКИХ, ТАК И ТО МАЛОРОССИЙСКИХ ГОРОДОВ, СЕЛ И ДЕРЕВЕНЬ, ВСЕХ МУЖЕСКА И ЖЕНСКА ПОЛА ЖИДОВ, КАКОГО БЫ КТО ЗВАНИЯ И ДОСТОИНСТВА НИ БЫЛИ, СО ВСЕМ ИХ ИМЕНИЕМ НЕМЕДЛЕННО ВЫСЛАТЬ ЗАГРАНИЦУ И ВПРЕДЬ ОНЫХ НИ ПОД КАКИМ ВИДОМ В НАШУ ИМПЕРИЮ НИ ДЛЯ ЧЕГО НЕ ВПУСКАТЬ".
Не одни только правители, но и величайшие мыслители XVIII века, и, в первую очередь, сам кумир рационалистического либерализма Вольтер сурово бичевали жидовство и призывали современное им общество к борьбе против их растлевающего влияния. "Иудеи - не что иное как невежественный и варварский народ, который издревле соединяет грязнейшее корыстолюбие с отвратительнейшим суеверием и непреодолимейшей ненавистью ко всем народам, среди которых они терпимы и за счет которых они обогащаются". Подобные же взгляды высказывали и великие германцы того времени - Кант, Гете, Шиллер и Гердер. Того же мнения придерживались позднейшие государственные деятели, мыслители и писатели XIX века: Фридрих Вильгельм IV, Мольтке и Бисмарк, Фейербах, Шопенгауер, Карлейль, Рихард Вагнер, Поль де Лагард, Ницше, Виктор Гюго и другие. Теодор Моммзен назвал жидовство "действенным ферментом космополитизма и национального разложения". А один из величайших французских писателей того же века Эмиль Золя дал в своей вышедшей в 1896 г. книге "Nouvelle Campagne" следующую характеристику "избранному" народу: