EzoBox.ruБиблиотека эзотерики

Копа собиралась для соВЕЩания, т.е. на ВЕЧе /отсюда слова - вещий, вещать, извещать/. Правом голосования - участия в Копе - пользовались лишь домохозяева, имевшие постоянную оседлость. Это были семейные старейшины - ГЛАВЫ РОДОВ. Их еще называли "сходатаи", "судьи копные", "мужеве обчие", т.е. общинные мужи. Братья, не имевшие отдельных хозяйств, сыновья и женщины права голоса не имели и являлись в собрание только по особому требованию Копы для свидетельских показаний. Присутствовали на Копе и СТАРЦЫ, мнение которых спрашивали в таких случаях, когда нужно было вынести приговор на основании давних решений Копы: старцы не были сходатаями, они не имели права голоса на Копе, но их советы могли иметь решающую роль.
Вече Копы было одновременно и практикой, и школой для изучения права, священные положения которого без помощи письма сохранялись в памяти мужей - сходатаев, передаваясь из поколения в поколение; при этом старцы ревностно следили за соблюдением обычаев предков.
На Копе согласовывались все стороны трудовой жизни села: сроки начала и окончания сельскохозяйственных работ; сенокос; починка дорог, чистка колодцев, строительство изгородей, наем пастухов и сторожей; взыскания за самовольные порубки, неявку на сход, нарушение общинных запретов; семейные разделы и выделы; назначение опекунов; ссоры между членами общины и некоторые внутрисемейные неурядицы; сборы денег на общие расходы селения; раскладка податей; приселение новых членов общины; проведение выборов; вопросы пользования лесом; строительство плотин; сдача в наем рыболовных угодий и общественных мельниц; согласие на отлучку и удаление из общины; пополнение общественных запасов на случай стихийных бедствий и неурожаев.
Копа могла находить и преследовать преступников, судить и наказывать их, присуждать вознаграждение. Если дело было уголовным, то Копа вела "распрос", искала преступника, устанавливала его "лик" /отсюда - "улика"/. На Копе очень поощрялось личное прощение пострадавшим обидчика, а также искреннее всенародное раскаяние преступника. Обязательно учитывалось прощение смертельно раненого и его последняя воля. Судебные дела разбирались по совести, стараясь склонить спорящих к примирению.
Решения Копы всеми выполнялись добросовестно и с большим желанием, так что о каком-то "исполнительном комитете" Копы, "милиции", а тем более "полиции"(Милиция - от греческого слова "милития"- вооруженное гражданское формирование; полиция - от немецкого слова "поли-цей" - система особых органов надзора и принуждения, а также карательные войска внутреннего назначения, охраняющие существующий общественный строй путем прямого подавления своих противников)и речи быть не могло. Нарушений обычного права Копы, а также ее постановлений, никогда не наблюдалось, а если таковые и случались иногда, то это было чрезвычайным происшествием. Это объясняется тем, что при демократии человек, видя какое-либо нарушение государственного закона, имеет право не принимать мер по борьбе с этим нарушением и не несет при этом никакой моральной или уголовной ответственности, но при самодержавии каждый славянин, столкнувшись с какой-либо несправедливостью, нарушением обычая или копного права, обязан был приложить все свои силы для пресечения или устранения этого нарушения. Если он этого не делал, то считался соучастником преступления, свидетелем которого он был, и нес за это полную ответственность наравне с нарушителем.